info@42km.ru
+7 (915) 280-21-33

halkolit: Дневник

Главная > Пользователи > halkolit > Дневник > морские пробежки (Морские стены Константинополя)

морские пробежки (Морские стены Константинополя)

11.12.2013 14:36

Морские стены Константинополя, города которого нет, но который был и будет. В этот раз именно они были предметом и локализацией маршрута моего бегового исследования. Согласитесь, что может быть приятнее утренней 15 километровой пробежки вдоль береговой линии моря, а если это овеянный романтикой Босфор, Золотой рог (Халич) и Мраморное море? А если по пути десятки исторических памятников, как известные -  общемирового значения, так и безымянно канувшие в лету, практически забытые современниками, готовые совсем исчезнуть с лица земли под натиском времени и современного города. Загадки истории, где можно стать не только туристом, но первооткрывателем. Где среди руин на фоне современного дремлющего мегаполиса, в лучах утреннего восходящего солнца, можно разглядеть призрак города, который современники с восхищением именовали «Око мира», а русские величали просто – Царьград.

  Бег, как ни что позволяет исследователю быть мобильным и максимально приближенным к объекту исследования, туда - где не сможет припарковаться зафрахтованное вами авто. Бег, как ничто позволит вам добраться и осмотреть комплексом  то, что простым шагом не хватит времени обойти. Сверх того, беговая прогулка, способ держать себя в хорошей форме, и вы непременно нагуляете аппетит к завтраку.

 Путь же пилигрима пролегает там, где он соприкасается с вечностью, лишь этот путь достоин чтобы его преодалеть. Многое в нашей жизни поглощается суетой, опустошая нас, ведя в египетское рабство.. Мне видится значимым, пройти, пробежать те дороги пути, что позволят открыть новое и сделают нас свободными. Исторические пробежки, разведывание и составление маршрута, вот что занимает меня, позволяя неспешно совместить одно с другим. Решился описать то, что уже пройдено..

  

 На сей раз мы остановились в историческом районе Султан-Ахмет, маленький номер с видом на Айя-Софию. Насыщенная программа, составленного нами же тура, знакомство в процессе общения с участниками нашей паломнической группы, русский сопровождающий гид из местных, вдохновенно повествующий о былом и настоящим. И конечно мои любимые беговые маршруты Стамбула в одиночку, пока все еще спят. Их у меня три. Каждый от 15 до 24 километров, и каждый имеет привязку к воде. Нельзя сказать, что по ним не бегают другие, но спросить бы их, замечают ли они - мимо чего легко пробегают, знают ли историю этой земли? Отставим в сторону бег на скорость и время, здесь мы будем делать остановки, карабкаться на стены Константинополя, спускаться в темные и не совсем чистые лазы, чтобы оказаться в подземелье императорских  дворцов и древних цистерн, пройти под землей и над землей, быть готовым к столкновению с подземными обитателями - бомжами Стамбула и другими весьма странными персонажами . Будем делать заминки, чтобы воочию увидеть то место, где морские волны еще бьются о древние стены на восходе солнца.

 Утро первого дня, еще дома заново проштудированы исторические справочники и путеводители, пересмотрены интернет- форумы с исследовательской информацией. 5.30 по местному времени подъем, стакан воды, в кармане спортивный гель, на завтрак после 15го километра. 5.45 выбегаю из отеля, сонный метрдотель с удивлением кивает на реципиенте. Бег по кривым улочкам под уклон к морю, сколько не пытайся запомнить лабиринт улочек на спуске к мраморному морю, дело почти бесполезное, в их колорите все выгладит на одно лицо. Пробегаем под или над железной дорогой, вот и морской рыбный рынок. Сейчас торговли нет, она закончилась поздно ночью, но устойчивый запах с пустых лотков говорит зам за себя. В этом месте морские стены Константинополя, как бы условно мы разделяем надвое..  бег в лево или в вправо вдоль моря и стен. Сегодня выбираю левее от рыбного рынка вдоль, мраморного моря, а затем бухты халич, где морские стены заканчиваются у древнего района Влахерны, а на современной карте обозначены названиями Фанар и Балат. Итак стены..

 Стены у Константинополя , имеют еще название Феодосиевы стены, и  делятся на морские и сухопутные, вдоль последних вам удастся пробежать разве что став участником ежегодного евразийского марафона в Стамбуле, что вот уже три десятка лет собирает тысячи бегунов со всего мира, и ради которых разрешают пробег по величественному мосту через Босфор, а так же перекрывают на время автомобильное движение у сухопутных стен и Золотых ворот.. центральных для древнего Константинополя. Там нет пешеходных дорожек, и крайне некомфортно бежать в другое время. Морские же  стены имеют протяженность порядка 12 километров, визуально они не столь массивны как сухопутные, но не менее величественны, хотя местами давно снесены при строительстве железной дороги в конце 19 века и автострады в середине 20 столетия. Впрочем, не будь последней, нам никогда бы не удалось бежать там, где на протяжении полутора тысяч лет, плескалось и билось о сами стены море. Уцелевшие участки стен, с башнями и примыкающими к ним другими древними постройками, весьма не однородны по своей кладке.. Оно и понятно, если бегло знакомясь с путеводителями учесть, как застраивался город и поэтапно возводились и поновлялись неприступные стены. Сначала по указу императора Константина великого в первой половине 4 века, затем при императоре Феодосии, потом при многочисленных осадах города, и в результате землетрясений. Особенностью этих стен является то, что с них  исторически открывался прекрасный морской вид, что побуждало византийских императоров и оттоманских властителей строить дворцы и храмы, султанские киоски и терассы совмещая их со стеной, т.е. делая стену многофункциональной. Башен вдоль морских стен было около полутора сотен, и размещались они на расстоянии друг от друга приблизительно в 40метров. Сейчас в целом или частичном виде их сохранилось около.. В целом это грандиозное фортификационное сооружение служившие надежной защитой городу более чем тысячелетие. Стены не знали слабых мест, за все время своего существования город захватывали только благодаря предателям и перебежчикам.. опять же этот пресловутый человеческий фактор в истории. И еще одно – если современные гиды, ориентированные вами показать вам не Стамбул, а Константинополь и поведут вас к сухопутным стенам, золотым воротам.. то морские уж как то всегда остаются вне поля зрения.

 Первая остановка.. это участок стены с тремя величественными мраморными проемами на высоте десятка метров от современного горизонта. Подойти к ним и вскарабкаться, чтобы посмотреть сквозь них, как когда то древние, сегодня не получится из-за металлической ограды, охраняющей безымянный памятник от современных вандалов. Хотя с внутренней стороны города, мы видим, что частные постройки примыкают двориками к самим арочным проемам в стене и фрагментам сохранившихся обширных зал. Вы не найдете ни в одном турецком путеводителе название, этого объекта, вряд ли его знают и местные жители, столь удачно заселившие руины древнего константинопольского дворца Вуколеон (Буклеон). Только любители и профессионалы византийской истории, занимаясь сопоставлением старых карт и описаний их хроник византийских летописей, интерпретируют это место так. Делаю несколько снимков под разным ракурсом. Вот вам и первая загадка, выглядящая весьма впечатлительно даже в столь плачевном виде..

 Бежим дальше.. Слева мелькнул купол  малой Софии, и долго виднеется, позволяя хорошо рассмотреть себя  купол большой святой Софии с пристроенными к нему в 16веке минаретами. Мы могли бы вспомнить о гении мусульманского архитектора Синнана, о его спасательных реставрационных работах в Большой Софии, но так не хочется смешивать рассказ одной эпохи – византийцев – ромеев, с другой чужеродной пришедшей ей на смену. Мне нравится образ, данный одним исследователем византологом... что Византия подобна затонувшему материку, и только ее вершины все еще возвышаются над османским морем … Так станем же нырять, чтобы разглядеть больше.

 Софии- с которой все начинают осматривать город, ей, как вершине парящей над вышеупомянутым морем, послужившей прообразом для десятков и сотен и храмов и мечетей, мы уделим время во время нашей третьей утренней  «Галатской» пробежки, когда маршрут будет проходить в непосредственной близости ее стен. А пока отметим, что этому творению византийских зодчих следует уделить не менее двух часов для беглого осмотра. Айя София не впечатляет снаружи, нагромождением  пристроек к основной базилике, ее величие внутри. Как модель мира, соединяющую земное и небесное, так и как архитектурную модель, можно рассмотреть в малой Софии, построенной хронологически раньше и являющейся точной уменьшенной копией Айя Софии. Отступим. Где то здесь ниже по склону от Святой Софии, располагался комплекс строений, именовавшийся как императорский дворец. Гиды услужливо вам подскажут, что на его месте еще в 15 веке султан завоеватель воздвиг свой дворец Топ копи.. но византийский дворец был больше, и он примыкал к самим морским стенам, речь о которых в данной пробежке. Пробегаем  тихий современный приморский отель «KALYON» с рестораном примыкающие вплотную к морской стене. Стена здесь разбита и неоднородна в своей кладке. Вот на уровне человеческого роста, два ряда из крупных, правильно геометрически  оттёсанных камней.  Две башни с пустыми глазницами видавшие виды, стена словно изъедена, то там -то здесь на ней, как и на самих башнях, поросли деревья и кустарники. Здесь морские стены еще выглядят массивно, и надо бы учесть, что при строительстве шоссе Кеннеди, в середине минувшего столетия, культурный слой поднялся выше минимум на пару метров, а море под решением инженерной мысли человека отступило. Так что для древних это выглядело, и было действительно неприступно. Штурмовать Константинополь с моря? Эта идея действительно могла прийти в голову только безумцам. Именно поэтому морские стены всегда стояли в один ряд и были хоть и высоки, но не столь, как сухопутные. Делаем еще несколько снимков византийской фортификации.

 Бежим, дальше шоссе, стена, а вслед за ними и сама береговая линия поворачивают влево, начинается характерное сужение мыса к острию выступающему в море. В точке поворота шоссе стоит современный морской маяк, но  где то здесь еще покоятся и руины с основанием Фаросского маяка Константинополя, с примыкавшим к нему храмом Фаросской Божией Матери, которая в свою очередь примыкала к императорскому дворцу. Стена продолжается, в ней заметны заложенные от основания проходы различных форм. Куда они вели? Были ли сделаны в византийское время или пробиты во времена османов, и когда замурованы раньше или  уже в позднее время после революции Аттатюрка?  Мы понимаем, что удобство передвижения грузов, доставляемых морем, как частного лица, так и в императорский дворец, было удобно поднимать на лебедках по самим стенам. Так же через эти проемы, морем можно было скорее обогнуть город и пристать с другой его стороны, скажем, в бухте золотой рог. Византийские хроники, лишь отчасти освящают, сколько же побегов, свиданий и восшествий было совершено через эти морские «калитки» в стенах города. Делаем еще пару снимков стены.

 Хроники описывают, что в 6 веке, где то здесь, вдоль этого участка стен на волнах плескалась лодочка, готовая под покровом неизбежности, увезти испуганного императора Юстиниана, готового отречься от престола в ходе городского восстания «NIKA». И где то здесь прозвучали слова, сказанные императрицей, а вовсе уже не танцовщицей Феодорой, с упреком испуганному возлюбленному  «что царская власть – лучший саван». Император оставил свой страх, и вдохновленный Феодорой, вернул себе власть, восстановив жесткой рукой мир и порядок в Константинополе, и совершив еще массу деяний, достойных василевса, прославив имя свое в веках.

 Бегущие стараются держаться прогулочной дорожки у камней ближе к морю,  что с правой стороны от шоссе, я же советую, желая лучше рассмотреть морские стены и руины, бежать пусть не по столь удобной, но примыкающей к стенам левой стороне от шоссе.  Здесь мы можем наблюдать у самых стен спящих на зеленой травке божмей Стамбула. В городе их много,  живут и спят они везде, встречаются среди них даже представители разных рас. Однако эти заселившие береговую линию у морских стен и расположившиеся здесь подземелья, какие то особенные. Здесь же из морских стен можно заметить торчащие,  закопчённые трубы их буржуек, да и просто можно заглянуть к ним в залы и подземелья. Позже днем и ближе к вечеру, эти люди, перейдя шоссе, будут печь и жарить на углях костров маленьких ставридок, выловленных в мраморном море.  Здесь же, они будут мыться в море. Камни у морских стен в этой части, это признанный пляж экстрималов, не только бомжей. Здесь насколько это можно сказать в черте города, чистая вода, очень сильное течение и большая глубина сразу у берега. Так что, не побоявшись, можно присоединиться к аттракциону местных на закате.. находим приспособленный спуск и подъем в море и из него,  разоблачаемся, ныряем с камней.. течение за считаные секунды сносит нас вдоль каменки на пару сотен метров, и тут главное не пропустить приспособленный выход из воды. Затем мокрые купальщики опять бегут на пару сотен метров вперед и действие вновь повторяется. До каких пор? Пока не надоест. Среди купающихся  - молодежь, взрослые, и уже дважды встреченный мной мула, что придирчиво указывал на крест, висящий на моей груди.

 Проемы в стенах ведущие в подземелья становятся более частыми, заглянем в некоторые из них..

Пробежим сверху..

  как говорится продолжение следует.

YurMas YurMas
11.12.2013 14:58

Да, рассказчик вы хороший, спасибо.:о) Только как вы все это разглядывали и по стенам карабкались в 5-30 утра, темно же сейчас. Или это прошлые воспоминания?

halkolit halkolit
11.12.2013 15:33

 прошлые. сентябрь и май, лучшее время для посещения. в первом случае это бархатный сезон, во втором, тоже тепло и увидите - прак Гюльхане и весь город в цвету сотен тысяч тюльпанов

Чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться или войти на сайт.
 © 2010